ГБУ "Антрацитовский информационно-методический центр" ЛНР

» » Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки образовательного учреждения

Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки образовательного учреждения

   В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной .

  С целью формирования мотивации на использование ИКТ  в деятельности школьного библиотекаря,осмысления необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества библиотечного обслуживания 16.03.2017 года на базе ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 19»   ЛНР состоялся семинар школьных библиотекарей ОУ  города Антрацит и Антрацтовского  района «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки образовательного учреждения»

   Со словами приветствия к участникам семинара  обратилась директор ГБОУ «Антрацитовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 19»   ЛНР Л.И.Тенчурина.

   В своём докладе «Информационная компетентность библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности» методист ГБУ «АИМЦ» ЛНР Алла Щибря рассказала о реформировании системы работы библиотек путём компьютеризации ; о мероприятиях, направленных на внедрение компьютерных технологий в школьных библиотеках. Все эти мероприятия направлены на постепенное формирование современного библиотекаря – ИКТ – компетентного человека, который уверенно ориентируется в тенденцияхразвитиясовременныхинформационныхтехнологий, чётко представляет себе возможности и сферы использования ИКТ, способен рационально координировать усилияучастников процесса информатизации и направлять их на достижение оптимальных результатов.

  В своем выступлении Алла Щибряпроанализироваларезультатыопроса, который был проведен  с целью  определения уровня профессиональной подготовки библиотекарей ОУ  города Антрацит и Антрацтовского  района в сфере ИКТ,  а также планирования методической работы по повышению  уровня ИКТ – компетентности. Опроспоказал, что в библиотекахстоит проблема по внедрениюинформационныхтехнологий в библиотечномпространстве.На уровень применения информационных технологий в библиотечной деятельности влияет: слабаяоснащенностьбиблиотексовременнойкомпьютернойтехникой; низкийуровенькомпьютернойподготовкибольшинстваработниковбиблиотек. Всеголишь 9 библиотекшколгорода и районаоборудованыкомпьютерами и оргтхеникой, а подключены к сети Интернеттолько 5.  В совершенстве владеют ИКТ – технологиями  9% респондентов, на уровне уверенного пользователя – 14 %.  И только 4 школьные библиотеки имеют страничку библиотеки на сайте школы.

   Алла  Щибря отметила, что ИКТ – компетенция библиотекаря состоит из:

- умения организовать свое компьютеризированное рабочее место (иметь представление об основных элементах компьютера, работа с принтером и сканером, организация удобной файловой структуры, прикладное программное обеспечение - Word, Excel, PowerPoint);

- владения знаниями по различным электронным источникам информации (электронные печатные издания, энциклопедии, справочники, базы данных, периодические издания и т.д.);

- владения программами специального назначения (ИРБИС, фирма 1С «Библиотека», «Аверс:Школьная библиотека», АИБС МАРК-SQL);

- умения использовать в своей деятельности Интернет-технологии.

   В выступлении «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности библиотеки образовательного учреждения »  Тамара Марушко, библиотекарь   ГБОУ «АООШ І-ІІ ст.№15» ЛНР, поделилась опытом  работы в этом направлении. Она считает, чтоИКТ – технологии позволяют автоматизировать библиотечные процессы(электронные каталоги; электронные картотеки; библиографические указатели и обзоры литературы; списки новых поступлений и т.п.); расширить информационное пространство (использование мультимедиа ресурсов; предоставление доступа к интернет – ресурсам; поиск, сбор, систематизация интернет – ресурсов; создание собственных цифровых ресурсов); дают библиотекарю большее поле для творчества, заставляют находить новые способы и формы влияния на развитие читательской культуры школьника.

   Анна  Скрипникова, библиотекарь ГБОУ «АООШ І-ІІ ст.№19» ЛНР, по вопросу«Использование ИКТ для повышения эффективности  массовой работы школьной библиотеки» сообщила, что учитывая реалии сегодняшнего дня, библиотеки школы, сохраняя традиционные, ищут новые, современные формы работы с детьми. Новые информационные технологии включаются в массовую работу  школьной библиотеки, во – первых, в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов ведения этой работы и, во – вторых, как средство поиска и использования новых методов и форм организации массовой работы с читателями. Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий, таких как вики, блоги, форумы для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов.

   Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками являются сетевые интерактивные технологии Web 2.0.Эта система работы позволяет обсуждать различные вопросы, осуществлять обратную связь, пересылать файлы, а главное – своевременно информировать библиотекарей, позволяет продвигать чтение, формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников.

Большим потенциалом для продвижения книги и чтения является страничка библиотеки на сайте ГБОУ «АООШ І-ІІ ст.№19» ЛНР.

   В заключение Анна Скрипникова  подчеркнула, что обязательным условием успешной массовой работы школьной библиотеки является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, со всеми участниками школьного и библиотечного сообщества.

О том, что одним из цифровых продуктов библиотеки является сайт школьной библиотеки, то есть совокупность веб – страничек, составляющих единое целое и объединенных между собой ссылками, которая имеет определенное место в Интернете с конкретным адресом,  в своем выступлении «Блог в библиотеке. Зачем он нужен библиотекарю» рассказала Светлана Чумак, библиотекарь ГБОУ «Краснокутская ООШ I-III cт.» ЛНР.  Она поделилась опытом создания персонального сайта и презентовала свой сайт, акцентируя внимание на том, что личный сайт библиотекаря или страничка на сайте школе должна  создаваться согласно действующему законодательству ЛНР. Несмотря на существование бесплатных сервисов, позволяющих достаточно легко создать функциональный сайт, такая работа требует от библиотекаря владения организационными навыками и навыками использования технологий.

   Прошлое уходит безвозвратно. Но память постоянно возвращается к прошлому. Воспоминанием о прошлом чаще всего служат фотографии. Но они недолговечны. А видеофильмы хранятся долго, и смотреть их приятнее и удобнее. А.А.Щибря , методист ГБУ «АИМЦ»  ЛНР  рассказала, чтопри помощи программы Киностудия WindowsLive, .MovieMaker возможно создать видеоролик из архивных фотографий и видеозаписей в домашних условиях и условиях школы.Практическая ценность состоит в том, что видеоролик может быть использован в процессе проведения внеклассных мероприятий, будет в видеоархиве каждой семьи, как приятное напоминание о школьных годах. В дальнейшем программа Киностудия WindowsLive, MovieMaker может быть использована для создания:

– учебных материалов для урочной и внеурочной деятельности;

– проектов для проведения внеклассных мероприятий;

– материалов для выставок и конференций.

   Рефлексия по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» помогла участникам семинара сделать выводы.

Группа «Оптимисы», которая выбрала желтый цвет, искала ответ на вопрос: «Каковы преимущества использования ИКТ в работе библиотеки в условиях реализации ВГОС?»

Группа «Критики» выбрала черный цвет  и представила  критический взгляд на недостатки использования ИКТ в  работе библиотеки.

 Группа «Философы»  поделиться тем, что  сегодня увидели и услышали нового на семинаре.

   Заслушав вопросы, вынесенные на семинаре, и выступления библиотекарей, стоит отметить, что библиотекари имеют успехи по внедрению в опыт ИК технологий в образовательный процесс (применение на мероприятиях презентаций, обучающих ресурсов, освоение компьютерной грамотности) .

Использование ИКТ очень перспективно, но в тоже время порождает много проблем. Обсудив опыт применения ИКТ технологий в работе библиотек, решили:

Продолжать использовать в образовательной работе с обучающимися  информационно – коммуникационные технологии

Повышать уровень ИКТ – грамотности библиотекарей ОУ города Антрацита и Антрацитовского района.

Разработать систему мероприятий, ориентированных на повышение ИКТ – компетентности библиотекарей.

Все выступления были интересны и поучительны для всех присутствующих на семинаре. Безусловно, опыт  коллег заслуживает внимания и внедрения в работу  библиотек образовательных учреждений  города и района.

    Считаем, что такие семинары нужны и полезны. На них мы делимся своим опытом и с удовольствием перенимаем опыт других коллег – библиотекарей. А самое главное – у нас есть возможность общения в нашей библиотечной среде.